LED ZEPPELIN IV, 1971 г.
Записан на "ILAND STUDIO" (Лондон), передвижной студии "ROLLING STONES",
"SUNAET SOUND" (Лос-Анджелес), "OLIMPIC STUDIOS" (Лондон).
Гитары: электро 12-струнка "FENDER", "LES PAUL", "TELECASTER".
Усилитель: 100-ваттный "MARSHALL".
G.W.:Как вы добились такого гитарного звучания в песне "BLACK DOG"?
Пейдж:Мы включили мой "LES PAUL" напрямую, а оттуда уже в микрофонный
канал. Мы использовали микрофонный канал микширующей консоли для того,
чтобы получить дисторшн. Затем мы пропустили сигнал через два компресора
"URIE 1176 UNIVERSAL", включенных последовательно друг за другом. И, наконец,
каждая партия была записана с тройным наложением. Когда я впоследствии
послушал эту запись, гитары звучали почти как аналоговый синтезатор.
G.W.: В течении многих лет "STAIRWAY TO HEAVEN" оставалась самой
популярной песней на американских радиостанциях РМ.
Работая над ней, вы осознавали значимость происходящего?
Пейдж:Да мы понимали, что это нечто особенное.
Роберт несколько раз заявлял, что сначала песню приняли не слишком хорошо.
Это неправда. Я помню, как мы играли ее в лос-анджелесском "Форуме",
еще до выхода пластинки, и публика аплодировала нам стоя.
Я думаю Роберт должен это вспомнить.
G.W.: Основная идея песни была вашей?
Пейдж: Я дурачился с акустической гитарой и придумал несколько фрагментов,
которые потом соединил вместе. Я хотел, чтобы барабаны вступили в середине,
а в конце было мощное crescendo. Кроме того, я хотел, чтобы темп постепенно
ускорялся, что противоречит всем музыкальным... ну в общем, чего музыкант
не должен делать. Итак, у меня был общий план композиции и я показал его
Джону Пол Джонсу для того, чтобы он смог получить о ней хоть какое-то
представление - Бонзо и Планта в этот вечер не было. На следующий день мы
просмотрели ее уже с Бонэмом. Вы должны понять, чтобы сыграть эту песню,
каждому из нас пришлось запомнить массу разных вещей. Пока мы работали над
аранжировкой, Роберт сочинил текст, причем большая часть этих стихов была
написана в один момент.
G.W.: Именно тогда вы придумали и вокальную тему?
Пемдж:Да, насколько это позволила гитара.
G.W.: Гитарное соло, видимо, было подготовлено заранее.
Пейдж: Нет, совсем нет. Каждый раз я играл его по-разному.
G.W.: Даже части "вопрос-ответ"? И наложения?
Пейдж: Вы имеете в виду фрагменты со слайдом? Это часть оркестровки. Вы
хотите знать, была ли у меня заранее подготовлена вся гитарная партия?
G.W.: Именно.
Пейдж: Да, но не сами ноты. Когда настало время сыграть соло, я размялся и
записал три варианта. Все они значительно отличались друг от друга.
G.W.: Вы хотите сказать, что на мастер-ленте были записаны и другие варианты
соло, которые никто никогда не слышал?
Пейдж: Да! Но то, которое мы выбрали, было лучшим. Это я вам гарантирую.
G.W.: Трудно представить, что соло, которое считается классическим, вы
сыграли "на шару".
Пейдж: У меня была заготовлена первая и связующая фразы. Я придумал их
как раз перед тем, как пустили пленку.
G.W.: Пробовали ли вы играть это соло с разным звуком, "грязным" и "чистым"?
Пейдк: Чтобы полунить нужное звучание, мне пришлось повозиться с усилителями.
К тому моменту, когда мы добрались до соло, все остальные гитарные
партии были уже записаны. В большинстве песен соло делается в последнюю
очередь, или в предпоследнюю. Я должен был закончить все гитарные вставки,
чтобы Роберт мог записать вокал. Без вариантов, соло пришлось отложить на
потом, вплоть до того, что мне пришлось записывать его "живьем".
G.W.: На какой гитаре сыграно это соло?
Пейдж: Самое интересное, что это был "Телекастер". Я вновь к вернулся к этому
инструменту.
G.W.: А усилитель?
Пейдж: Не помню точно. Скорее всего это был "MARSHAL".
|