LED ZEPPELIN III, 1970 г.
Записан на передвижной студии "ROLLING STONES" (Хедаи Грэндж, Гэмпшир), а также
на "ISLAND STUDIO" (Лондон) и "OLIMPIC STUDIOS" (Лондон).
Гитары: "LES PAUL" 1959 года,акустики "HARMONY" и "MARTIN".
Усилители: 100-ваттный "MARSHALL".
G.W.: Этот альбом знаменит своими акустическими инструменталами, но он
также расширил звуковую палитру группы: восточноиндийские гаммы в
"FRIENDS", американская кантри музыка в "TANDERINE", традиционный
английский фольклор в "GALLOW'S POLE" и т.д. Эта эклектика отражала ваши
увлечения в тот период?
Пейдж: Нет. Как я уже говорил, я всегда слушал разную музыку.
G.W.: Наверное блюзовый материал был исчерпан вами на двух первых
пластинках?
Пейдж: Нет. На наших альбомах блюз был всегда. Играть блюз всегда очень
сложно. Очень трудно сделать что-то оригинальное. "SINCE I'VE BEEN LOVING YOU"
- превосходный пример. Это была единственная песня с третьего альбома,
которую мы играли живьем еще до начала записи, и записывать ее было очень
непросто. Пришлось сделать несколько дублей. Окончательная версия оказалась
"живым" вариантом, в котором Джон Пол Джонс одновременно играл на органе
и на ножном педальном басу.
G.W.:"SINCE I'VE BEEN LOVING YOU" трудно назвать типичным блюзом.
Пейдж:Это зависит оттого, что вы считаете блюзом. Все немедленно начинают
говорить о 12-ти тактах, но я не считаю, что обязательно нужно 12 тактов, чтобы
передать это эмоциональное состояние. Блюз может быть каким угодно.
G.W.: Говорят, что "ОUТ ОF ТНЕ ТITLES"("ночь в городе") появилась
благодаря песне, которую любил петь подвыпивший Джон Бонэм.
Пейдж: Да, Джон Бонэм любил такого рода рэп. Стоило ему набраться, как он
начинал петь всякую ерунду вроде того, что можно услышать в начале песни
"ТНЕ ОСEAN" (альбом "НОUSES ОF ТНЕ НОLY"). Он топал ногой в такт и стучал
пальцами. Я думаю, что у-него и стихи были о том, как хорошо пить пиво.
G.W.: Что еще полезного сделал Бонзо (Джон Бонэм) для группы?
Пейдж: Ну кроме того, что он был лучшим барабанщиком, из тех, кого я когда-
либо слышал, он был еще и самым громким. Именно из-за него нам пришлось
покупать большие усилители. Когда мы записывали "LEVEE BREAKS" у нас была
всего пара микрофонов, установленных в холле Хедли Грэндж. Нам не нужен
был специальный микрофон для записи бочки, его удар и так был достаточно
мощным. Мощь была в его руках, в его кистях. Я до сих пор не понимаю, как он
получал такой звук на ударной установке. И до самого последнего альбома у
него на бочке стояло оба пластика.
G.W.: Как Вы познакомились с индийской музыкой?
Пейдж: Я поехал в Индию после завершения турне с "YARDBIRDS". Я не смог
уговорить кого-либо составить мне компанию, все они рвались в Сан-франциско.
Ранее я имел некоторое представление об этой музыке, но мне захотелось
узнать о ней из первых рук.
G.W.: Итак, индийская музыка оказала на вас определенное влияние.
Пейдж: Скажем так, ситар появился у меня гораздо раньше, чем у Джорджа
Харрисона. Я не хочу сказать, что умею играть на нем также хорошо. Я думаю,
что Джордж делает это очень неплохо. "WITHIN YOU AND WITH OUT" - очень
вкусная вещь. Он довольно долго учился у Рави »анкара и это сказалось. Я
однажды был на концерте Рави Шанкара, и чтобы вы поняли, насколько это
было давно, скажу, что в зале вообще не было молодежи, а только пожилые
люди из индийского посольства. Моя подружка была с ним знакома
и хотела,чтобы я послушал этого музыканта. После концерта она
представила меня, а я объяснил, что у меня есть ситар, но я не
знаю как его настроить. Рави был настолько добр, что записал
строй на клочке бумаги.
G.W.: На этом альбоме акустическая гитара представлена
гораздо шире, чем на двух предыдущих. Наверно вам пришлось
радикально изменить свой аппарат, чтобы приспособиться к
акустическому звучанию.
Пейдж: Я использовал ламповый лимитер "ALTAIR". Я узнал о нем
от парня по имени Дик Розмени, который выпустил альбом "SIX
STRING, TWELVE STRING". Я никогда раньше не слышал такого
акустического звука. Я разыскал его в Штатах и спросил, как он
добился такого звучания при записи. И он объяснил, что весь секрет
заключается в ламповом лимитере. Этот прибор оказался очень надежным.
Мы использовали его даже при записи "IN THROUGH THE OUT DOOR".
G.W.: Изменились ли ваши методы работы с микрофоном?
Пейдж: В тот момент я помещал микрофон прямо внутрь гитарной коробки. Не
помню, делал ли я это при записи песни "FRIENDS". Наверно нет, потому что
это довольно легкая композиция. Там звучали только конги, а не вся ударная
установка.
G.W.: Итак вы вели запись с микрофона, расположенного прямо внутри корпуса
акустической гитары?
Пейдж: Да, иногда я это делал, хотя от этого страдало качество звука. Я точно
помню, что таким способом была записана "HEY, HEY WHAT CAN I DO".
G.W.: Песня "РЯ1ЕИ0$" была сыграна на гитаре "WARTIN D28"?
Пейдж:Нет это была "HARMONY", "MARTIN" появился у меня уже после выхода
этого альбома.
G.W.: Какой строй использовался при записи зтой песни?
Пейдж: Строй "С"...[после долгой паузы] .. снизу вверх Е,С,G,С,А,С.
В зтом же строе сыграна песня "BRON-YR-AUR".
|