LED ZEPPELIN II, 1969 г.
Записан на студиях "OLIMPIC STUDIOS" (Лондон),"A&R STUDIOS" (Нью Йорк),
"JUGGY SOUND STUDIOS" (Нью Йорк),"MYSTIC STUDIOS" (Лос-Анджелес),
"MIRROR SOUND" (Лос-Анджелес), а также в Ванкувере.
Гитары: "LES PAUL" 1959 года и 12-струнная "VOX".
Усилители: 100-ваттный "MARSHALL", полупроводниковый "VOX".
G.W.: Каково ваше наивысшее достижение как продюсера-звукоинженера?
Пейдж: Самое главное – это объемная запись барабанов, этого тогда не делал
никто. Ранее я замечал, что звукоинженеры ставят микрофон прямо рядом с
бочкой. После этого барабанщик долбит как сумасшедший, а на пленке это
звучит так, как будто он играл на картонных коробках. Я обнаружил, что если
отодвинуть микрофон подальше от ударной установки, то звук обретает
"комнатное дыхание", а следовательно барабаны звучат лучше.
G.W.: Вы часто говорите о народной музыке и о рокабилли, которые в прошлом
оказали на вас влияние. А каковы ваши любимые блюзовые записи и гитаристы?
Пейдж: О, их немало. Отис Раш, от его песни "SO MANY ROADS" у меня прямо
дрожь прошла по позвоночнику. Тогда было несколько пластинок, которые
слушали буквально все. Одна из них называлась "AMERICAN FOLK FESTIVAL OF THE BLUES",
на ней был записан Бадди Гай - он всех тогда поразил. Далее,
конечно, я должен назвать "LIVE AT THE REGAL" Би Би Кинга. Тогда я впервые
услышал таких гитаристов как Фредди Кинг и Элмор Джеймс. Я пропустил одно
очень важное имя – Хуберт Самлин. Я очень любил его. Он всегда играл нужные
вещи в нужное время. Его игра была прекрасным дополнением к голосу Хаулина Вульфа.
G.W.: Как появилось соло, звучащее в середине песни "HEARTBREAKER"?
Пейдж: Я хотел сделать что-нибудь необычное, неожиданное.
Но самое главное, что это соло появилось тогда, когда песня
"HEARTBREAKER" была уже записана, оно пошло, так сказать, вдогонку.
Я записал его в другой студии и вставил в середину песни.
Вы должны были заметить, что гитара в нем звучит несколько иначе.
G.W.: Кроме того, гитара оказалась настроена чуть выше.
Пейдж: И строй не совпадает? Надо же, я этого не знал! (смеется).
G.W.: Это соло было сочинено заранее?
Пейдж: Нет, оно появилось прямо на месте. Это была первая вещь, которую я
сыграл через "MARSHALL".
G.W:Что заставило вас перейти на усилители "MARSHALL"?
Пейдж: В то время это был синоним надежности. С ними хорошо было
отправляться в дорогу. А у меня всегда были проблемы с усилителями - что-то
взрывалось или замыкало. К тому же, в это время я уже перешел на "LES PAUL",
с которым этот усилитель составлял классическую пару.
G.W.: Бесчисленное количество гитаристов пыталось воспроизвести звучание
вашей гитары в композиции "WHOLE LOTTA LOVE" . Как вы получили такой звук
у ритм-гитары?
Пейдж: Я использовал удаленный микрофон. Запись с микрофоном – это
целая наука, и я слышал, что удаленный микрофон дает глубину, что в
свою очередь позволяет получить более плотный звук. До этого во время
записи микрофоны стояли рядом с колонкой, так что мне приходилось убирать
громкость усилителя. Начав работать с "ZEPPELIN" я стал ставить микрофон
подальше.
G.W.: Вы ведь играли через небольшие усилители, вроде "SUPRO". Они же
звучат не слишком громко.
Пейдж: Первый альбом был целиком записан на "SUPRO" с 12 - дюймовым
динамиком. Так вот, с его помощью, а также с педалями "WAH-WAH", "ВООSТ"
и "Телекастером" можно получить довольно богатый спектр звучаний.
G.W.: Какие усилители использовались при записи альбома "LED ZEPPELIN II"?
Пейдж: Это был "VOX", ровесник битловских усилителей.
G.W.:"WHOLE LOTTA LOVE" была записана на" VOZ"'е?
Пейдж: Возможно. Впоследствии я играл еще на одном, уже полупроводниковом.
Посмотрите, что я сделал для "SUPRO": я рассказал о нем в интервью
– и их все раскупили, теперь даже для себя не могу найти хотя бы одного!
(Смеется). Правда, когда мы записывали "НЕАRТВRЕАКЕR" и "BRING IT ON HOME",
я уже приобрел несколько усилителей "MARSHALL".
G.W.:100 - ваттных?
Пейдж: Точно.
G.W.: При записи аккомпанемента к "WHOLE LOTTA LOVE" усилитель работал
очень громко?
Пейдж: О, да! Это очень полезно.
G.W.: Для получения "дисторшн" вы использовали какую-нибудь примочку?
Пейдж: Это был дисторшн самого усилителя.
G.W.: На какой гитаре вы сыграли ""WHOLE LOTTA LOVE"?
Пейдж: Это был "LES PAUL"("BLACK BEAUTY"), который впоследствии сперли
в Штатах. Он исчез в каком-то из аэропортов между Бостоном и Монреалем.
С этой гитарой я очень много поработал в студии. Я не хотел выносить ее из
дома. И когда я это сделал, ее сперли. Вообще я играл на "Телекастере", а
затем Джо Уолш - мы в одно время оказались в Филлморе - предложил мне
купить его "LES PAUL"... я поиграл на нем и он мне понравился. Он был сделан
в 59-м году, и Джо хотел за него 500 долларов, нормальная по тем временам
цена. И когда я начал на нем играть, оказалось, что это как раз то, что мне
нужно.
|