SLADE

(В двух частях)

Часть I (1964-1974)

Slade - это непереводимое с английского слово ассоциируется с катушечными магнитофонами, запиленными дисками, с хриплым и кричащим вокалом Нодди Холдера. Сейчас можно найти кучу информации о Слэдах. Однако.... Однако, на русском языке удивительно мало сказано об этой супергруппе 70-ых. А то, что есть, это в основном ссылки на западные home-pages. Но что Запад может знать о Слэйд! В их понимании успех это коммерческая категория: сколько продано, сколько хитов и т.д. и т.п. Но "железный занавес" (к счастью или к не счастью?) явился своеобразным фильтром всей околомузыкальной шумихи, а также навязчивого коммерческого промоушинга и рекламы. В СССР просачивались только диски, поэтому нашим критерием было "нравится -не нравится". Сейчас можно найти весь Slade и приличного качества, которое позволяет CD, но для меня так же, как и раньше лучшим альбомом остается "Nobody's Fool" и пусть в меня бросит камень тот, кто скажет, что "Whatever Happened To Slade" бездарный альбом. Так в чем же заключается феномен Slade? Все сходятся на том, что Slade есть не кто иные, как продолжатели Beatles. И этому есть не мало подтверждений. Количество хитов. С 1963 по 1970 Битлы имели 22 Top 10, из них 17 номер 1. А у Слэйдов с 1971 по 1976 было (как ни у кого другого в этот период) 16 Top 20, из них 6 - N1, 3 - N2 и 2 - N3. Слэйды на раннем этапе исполняли вещи Битлов, выступали в Star-Club в Гамбурге, а трек "Martin My Dear" Леннона - Маккартни вошел в их первый альбом. Slade также как и Битлз делали ставку на собственные песни, отличающиеся мелодичностью и простыми текстами. Slade также как и Beatles перенесли ту атмосферу, царящую в небольших залах и пивных в звукозаписывающую студию. Вся эта смесь, сваренная по рецепту великих Битлов, заправленная для остроты индивидуальными талантами музыкантов Slade, не могла не дать того взрывного эффекта, вытолкнувшего группу в полет по вершинам хит парадов в первой половине 70-ых, еще и давшая группе импульс успешного движения в 80-ых. Итак, как же они дошли до такой жизни?

Половина будущих Slade, а именно барабанщик Дон Пауэлл (Don Powell) и гитарист Дэйв Хилл (Dave Hill), начиная с 1964 года играли в малоизвестной группе Vendors. Эта группа курсировала в основном в окрестностях Вулверхэмптона (Wolverhampton), что в средней части Англии. Их репертуар в основном составляли коверы хитов таких групп как The Shadows, The Swinging Blue Jeans и др. После безуспешных попыток пристроить свои демо пленки, они в 1965 г. изменили название на N'Betweens, и стали играть вещи Ska, The Beatles. Даже записали что-то под французским лэйблом Barclay. В это время другой член будущего квартета, солист и ритм - гитарист Нодди Холдер (Noddy Holder), играл в группе Steve Brett & The Mavericks. В 1966г. он ушел в группу Listen, где подвизался в качестве road - менеджера (типа отвезти - привезти). Солистом в этой группе был Роберт Плант (Robert Plant). В это время Нодди встретил четвертого участника Slade басиста Джима Ли (Jim Lea). Джим Ли играл на многих музыкальных инструментах, он даже был солистом на скрипке в Национальном Молодежном Оркестре. Джим и Нодди обсуждали проект создания новой группы и в конечном итоге присоединились к Дэйву и Дону под маркой обновленных N'Betweens. В качестве солиста они рассматривали кандидатуру Роберта Планта, но заплатить запрошенную плату они были не в состоянии и в последний момент эту миссию на себя взял Холдер. Что случилось бы со Slade если бы солистом был Роберт Плант? Ясно одно, не было бы ни Slade, ни Led Zeppelin ни "Stairway To Heaven", ни "Mama Weer All Crazee Now". Но "история не знает сослагательного наклонения" и N'Betweens в этом составе начинает концертную деятельность на маленьких площадках с Средней Англии (в основном в Вулверхэмтоне). Играли они вещи в стиле соул, ритм-энд-блюз в хард-роковых обработках. В 1966г. Kim Fowley выступил продюсером для записи их первого сингла "You Better Run" (хит американской группы Young Rascals), реализованного в августе. Сингл имел умеренный успех дома, но остался незамеченным за пределами Вулверхэмтона. Два года прошли в безвестности, но не даром. Группа сплотилась, существенно повысила свои инструментальные навыки. И в 1969г. их пригласили на студию Fontana (одно из подразделений Philips). Здесь им представилась возможность записать свой первый LP. Их менеджером во время сессии стал Jack Baverstock. Он посоветовал им сменить название на Ambrose Slade. Под этим названием они и выпустили свой первый альбом - "Beginnigs". В альбом в основном вошли вещи известных композиторов - Lennon/McCartney, Frank Zappa, Marvin Gaye и др., а также три собственных трека. Для раскрутки альбома Ambrose Slade перебираются в Лондон и начинают выступать в местных клубах в основном в Распутине. Тут то этих веселых ребят и приметил Час Чандлер (Chas Chandler), вывший басист Animals и экс-продюсер Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Чандлеру понравилась группа, позже он сказал о Slade, что они играли в тот период лучше чем Animals. Несмотря на то, что "Beginnigs" оказался коммерчески неудачным, Чандлер немедленно подписал с ними контракт и приступил к формированию их нового имиджа. В это время в моду вошло движение бритоголовых (местные bovver - крутые ребята из рабочего класса, но не наши братки или неонацисты). Квартет подстригся коротко, обулся в высокие кожаные ботинки с металлическими прибамбасами, влез в обтягивающие джинсы и пустился с концертами по Лондонским клубам, пивным (pab), танцзалам. Чандлер также настоятельно рекомендовал группе строить репертуар на собственном материале и укоротить название до Slade, для полного завершения имиджа крутых парней. Популярность группы росла, этому способствовала и пресса, которая в основном критиковала скинхедовских (skinhead - бритоголовый) героев. Чандлер устроил подписание контракта с фирмой Polydor и в 1970г. были выпущены два первых сингла, продюсером которых выступил Чандлер - "Wild Winds Are Blowin'" и "The Shapes Of Things To Come", последняя взята из кинофильма "Wild In The Streets", с этой песней они впервые появились на Top Of The Pops. В этом же году вышел их второй альбом и первый с Часом Чандлером, практически полностью на собственном материале. Альбом назывался "Play It Loud". На конверте альбома можно видеть, что из себя представляли скинхеды Slade. "Play It Loud" постигла судьба предшественника, хотя несомненно, он представлял более высокую ступень развития творчества группы. Мода на скинхедов пошла на убыль, а в музыкальном мире начался бум глэм-рока (glam - чарующий). В соответствие с этими веяниями меняются и Slade, отращиваются волосы и в музыку вносятся коррективы.

Учитывая неудачу предыдущих синглов, Чандлер решил не рисковать и провел настоящие маркетинговые исследования. Для следующего сингла была выбрана рок-энд-рольная вещь Бобби Маршана (Bobby Marchan), устойчиво популярная в круговороте пивных "Get Down And Get With It", исполнявшаяся когда-то Литл Ричардом (Little Richard). Чандлер совместно с Slade существенно усилили его до агрессивности, добавив топанье в такт, эхо-эффекты. Однако стиль вокальной партии нашелся не сразу. Песня некоторое время обкатывалась на публике и наконец был найден рецепт успеха - пронзительное хриплое орание, которое, как казалось невозможно было исполнить. Но Холдер справился с этим. Песня имела огромный успех у публики. И только после этого был записан сингл. Выпущенный в 1971 году, сингл летом вошел в двадцатку и занял 16-ое место.Путь в чарты был нащупан. Развивая успех, группа начинает культивировать найденные решения. Slade окончательно избавляются от своего старого сценического образа. Популярность их значительно выросла, они зарекомендовали себя как выдающаяся клубная группа. В 1971г. пресса уже достаточно много пишет о них. Основной рефрен - невообразимое буйство и истерия толп подростков во время их представлений. О них положительно отзывались такие выдающиеся личности в рок музыке, как Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore - Deep Purple), Эл Стюарт (Al Stewart), а Пол Маккартни выразился в Aberdeen Press: "Я не хочу причислять Wings в разряд суперзвезд таких, как были The Beatles, а вот T.Rex и Slade можно-". Следующий сингл, вышедший в ноябре, был "Coz I Luv You". В течение двух недель он добрался до первой позиции и держался 4 недели. Эту песню написали Ли и Холдер, как и все последующие (права на записи принадлежали Noddy Holder Music Ltd./Jim Lea Music Ltd.). Это был их первый хит собственного сочинения, первый N1 и первый сингл, где они сознательно искажали слова в названии песен. За это над ними много издевались газеты, а в школах Slade признали как пагубное явление для образования Британии. Но для популярности это давало дополнительные очки. С этого начинается период наибольшей популярности и коммерческого успеха. В 1972 следует серия успешных синглов в Европейских чартах "Look Wot You Dun" (N2), Take Me Bak 'Ome (N1), Mama Weer All Crazee Now (N1), вдохновленная разрушениями в зале после их очередного выступления, Gudbuy T' Jane (N2). В апреле 1972г. реализован третий альбом "Slade Alive!" , достигший N2 в UK и продержавшийся в чартах около года. Альбом дает понять, что творили на сцене Slade (особенно три последних вещи). Журнал Rolling Stones внес этот альбом в пятерку лучших живых записей всех времен. В мае Slade предприняли свой первый большой концертный тур совместно с Status Quo. Следующий альбом "Slayed?" это первый студийный альбом, сделанный в фирменном стиле Slade, в течение трех недель он возглавлял Европейские чарты, в то время как "Mama Weer All Crazee Now" господствовал в UK. New Musical Express обозвал этот альбом одной из величайших рок-энд-рольных реализаций на все времена. В марте 1973 выходит "Cum On Feel The Noize". Эту вещь они играли перед Ливерпульской публикой и имели огромный успех. Он достиг N1 и держался до начала апреля. Похожую судьбу повторил следующий сингл "Skweeze Me, Pleeze Me", выпущенный в июне. В июле Дон попадает в автомобильную катастрофу, после которой 6 недель проводит на госпитальной койке, а после этого несколько месяцев восстанавливает память. Врачи не рекомендуют ему присоединяться к группе. В этот период на ударных его заменяет Франк Ли (брат Джима). В это же время выходит их компиляция "Sladest", наверное наиболее популярная у нас, т.к. в СССР обычно попадали альбомы, а не синглы. Эта компиляция наиболее значительна и большинство последующих сборок фактически полностью копировали ее. "Sladest" три недели был стал первым в Европе. В декабре перед Рождеством выходит сингл "Merry Xmas Everybody", проданный в первый день в количестве 250 000 шт. и ставший N1 на пять недель (он был записан в 1972г во время американских гастролей). В начале 1974г. Дон встал в строй и был записан их следующий альбом, оказавшийся на вершине чартов и распроданный мгновенно. Это "Old New Borrowed And Blue". То ли скорее надо было выпустить альбом, то ли так было задумано, но качество записи альбома было низким. Это слышно даже на CD. Хотя несомненно это одна из лучших Слэйдовских работ (чего стоит "Everyday" - бессменный концертный номер и завсегдатай всех сборок). Попытка выпуска его в Америке по названием "Stomp Your Hands/Clap Your Feets" потерпела полное фиаско. Америка не воспринимала Slade.

Часть II
Rambler's Top100
Hosted by uCoz